Причины употребления ПАВ в подростковом возрасте
1. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них (поэтому подростка трудно убедить в необходимости ведения ЗОЖ).
2. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). «Я буду КАК взрослый» — игра, копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Далеко не всегда это родитель, чаще другой значимый взрослый (актуально, если ребенок растет в семье употребляющих или злоупотребляющих родителей, или подросток попадает в «плохую компанию»).
3. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством, его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Борясь с ним, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных
4. Для подростков 11-14 лет учебная деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится личное общение со сверстниками (переживания по поводу гормональных изменений в организме, внешней привлекательности, первая любовь создают эмоциональное напряжение, появляются конфликты в школе и семье из-за неуспеваемости, все это порождает желание уйти от нежелательной реальности путем изменения своего состояния с помощью психоактивных веществ).
5. Уровень знаний для многих подростков 14-18 лет становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно «успешной карьеры». Учеба впервые превращается не в учебу для оценки, а в учебу для самообразования, в стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность (создается потребность в снятии эмоционального напряжения из-за высокой конкуренции и страха неудач).
Поэтому, когда несовершеннолетний начинает употреблять никотин, алкоголь или другие психоактивные вещества, это никогда не бывает случайно. При всей неожиданности, видимой импульсивности такого поведения подростка, его алкоголизация (наркотизация) является логическим завершением предшествующего развития. Исследование возрастных психологических аспектов аддиктивного поведения подростков показало, что распространенность аддиктивных форм поведения у младших подростков (11-14 лет) невысока и носит ситуативный характер, тогда как у старших подростков она достаточно существенна и тесно связана с возрастными преобразованиями и переживанием кризиса развития, хотя зачастую также имеет ситуативный характер. Установлено, что младшие подростки, склонные к аддиктивному поведению, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированную мотивацию деятельности, повышенную тревожность, стремление к успешности, различные проявления агрессии, ориентацию на одобряемую группой поведение. А старшие подростки (14-18 лет) – скрытны при внешней экстравертированности, фрустрированы личными проблемами, проявляют зависимость поведения от реакций окружающих, индивидуализм и «прохладное» отношение к общегрупповым нормам.
Члены семьи сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют срыв аддикта, хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьезные проблемы и развиваться состояние со-зависимости. Co-зависимость поддерживает зависимость. Таким образом, со-зависимость – это замкнутый круг семейных психологических проблем. Например, родители наркозависимого подростка оказываются втянуты в процесс употребления наркотиков. Вся их семейная жизнь неизбежно крутится вокруг цикла приема наркотиков ребенком. Семья живет мифами, взаимными поочередными обещаниями и иллюзиями. После очередного срыва подросток искренне раскаивается. Он готов загладить свою вину и дает щедрые обещания. Родители готовы обманывать себя вновь и вновь, что все самое страшное позади, получая взамен надежду и ощущение близости с «беспомощным» подростком. У них существует только одна общая задача – не выносить сор из избы.
Классификация аддиктивного поведения Многочисленные попытки исследователей систематизировать нарушения поведения пока еще не привели к созданию единой классификации. В рамках психологического подхода используются различные типологии аддиктивного поведения. Большинство авторов выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, аддикция духовного поиска) и социально-нейтральные (например, шопинг-аддикция, рыбалка). На сегодняшний день известно более 200 видов аддиктивного поведения. Средства аддикций подразделяются на следующие типы:
1. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.);
2. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.);
3. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.
Классификация видов аддиктивного поведения может быть представлена следующим образом:
1) химические аддикции (табачная, алкогольная, токсикоманическая, наркотическая, лекарственная, от чая, кофе, сахара, соли, шоколада, семечек и др.). В данном случае упор делается на психоактивное вещество, которое может изменять состояние сознания. Поэтому все, что попадает в организм человека и изменяет состояние его сознания, может рассматриваться как ПАВ. Многие люди широко используют химические вещества, такие, как алкоголь, кофе, транквилизаторы. Большинству из них удается сохранять контроль над их употреблением на протяжении всей жизни, и только некоторые становятся аддиктами.
В широком смысле под химической аддикцией (другие названия – лекарственная, наркотическая) понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарства) и нелегальные наркотики (кокаин, производные конопли, опиата и др.).
2) эмоциональные аддикции (пищевые, трудоголизм, ургентная, гаджет-, спортивная, от здоровьесберегающих технологий, бьюти, танорексия, отношений, любовная, сексуальная, компьютерные, интернет-, телевизионные, денежная, шопинговые, гэмблинг, экстрим-, неразборчивость в чтении, религиозная, «перманентной войны», от домашних животных,«духовного поиска», хобби-, рыбалка, политика, болезнь, тюрьма и др). В данном случае индивид устанавливает тесную эмоциональную связь с объектом аддикции, что помогает ему в регуляции своего эмоционального состояния.